Главная   Читальня  Ссылки  О проекте  Контакты 

Двадцатое столетие было заполнено глубочайшими катастрофами — двумя разрушительными мировыми войнами и потрясшей весь мир депрессией. Экономические, социальные и политические институты, казавшиеся прочными и долговечными, подверглись решительным преобразованиям. Стремительное течение событий влечет все современные общества по грозному морю к новой и неведомой земле. Поиски новых путей развития общества в XX в. более рискованны, чем смелые поиски новых земель, предпринимавшиеся в XIX в. Нам предстоит решить трудную проблему превращения современного общественного устройства в слаженную и работоспособную систему. Но этого мало. Перед нами стоит задача, довлеющая над всеми другими: задача утверждения мирового порядка, покоящегося на мире и добрососедских отношениях, при котором гуманная и просвещенная цивилизация сможет вновь развиваться и процветать.

В межвоенные годы мы имели обилие неиспользованных экономических и социальных ресурсов, но нам недоставало мудрости, чтобы применить их для удовлетворения многих наших насущных нужд. Под влиянием всего пережитого в период депрессии мы предприняли первые, хотя еще и младенчески робкие шаги, направленные к осуществлению новой и неиспытанной антициклической политики. И тут пришла вторая мировая война с ее опустошениями и с порожденными ею послевоенными нехватками, а вслед за этим — ужасная послевоенная холодная война. Мы настолько поглощены теперь попытками укрепить этот расшатанный войной мир, что не имеем возможности завершить многое из того, что надеялись осуществить в более широких масштабах.

Эта книга призвана служить скромным вкладом в дело лучшего понимания нынешнего состояния и исторического развития макроэкономической теории — той отрасли экономической науки, которая имеет дело с общим уровнем производства и дохода в экономической системе, рассматриваемой в целом. В книге рассматриваются экономические циклы, национальный доход, современные теории занятости и развитие соответствующих областей экономической мысли.

Первая часть книги освещает историю циклических колебание в Соединенных Штатах. Общая картина циклического движения дана с помощью месячных, квартальных и годовых данных; каждый из больших циклов, сменивших друг друга с 1865 г. до наших дней, иллюстрируется диаграммами. Мы надеемся, что при таком способе изложения читатель получит возможность сравнить и противопоставить один цикл другому и представить себе в общих чертах своеобразие каждого цикла. Наличие или отсутствие малых ре-цессий в общей фазе подъема, разница в продолжительности подъема и периода, требуемого для выхода из депрессии, неодинаковый размах и скорость повышательного движения — вот некоторые из различий, обнаруживаемых между отдельными большими циклами.

Каждый большой цикл представлен также на фоне более длительных строительных циклов. Некоторые большие циклы изображены аналогичным образом на фоне великого цикла железнодорожного строительства, достигшего кульминационного пункта в 80-х годах прошлого века; и в этой связи исследуется зависимость между общими циклическими колебаниями и явлениями развития и упадка ведущих отраслей промышленности.

Своеобразные особенности каждого цикла рассматриваются на фоне длительных вековых изменений. Исследуется вопрос о воздействии этих вековых тенденций на циклические колебания, передаваемом через технические факторы и факторы денежного обращения. И наконец, с помощью многочисленных диаграмм раскрывается связь между движением различных видов инвестиционных затрат и общим экономическим циклом.

Вторая часть книги посвящена современной теории дохода и занятости, рассматриваемой в связи с теорией циклических колебаний. Особое, внимание уделено методам исследования, разработанным Викселем, Афталионом и Кейнсом. Эта часть открывается анализом валового национального продукта и его компонентов и всесторонним разбором четырех счетов экономического баланса страны. Затем следует несколько глав, в которых разбирается учение о факторах, определяющих инвестиции, функция потребления, мультипликатор, система взаимодействия между мультипликатором и акселератором, роль государственных расходов и воздействие различных способов их финансирования на движение дохода. С помощью многочисленных графиков и диаграмм вскрываются взаимозависимости, с которыми приходится иметь дело в современной теории национального дохода.

Части первая и вторая призваны дать читателю реалистическое и конкретное представление о механизме экономического цикла и осветить при помощи современной теории национального дохода причины циклических колебаний.

Третья часть книги дает обзор исторического развития теорий экономического цикла [Наиболее солидной работой, посвященной теории цикла, является всемирно известная книга профессора Хаберлера (Haberler G. Prosperity and Depression. League of Nations. 3-rd. ed. 1941).]. Освещение исторического развития теорий является весьма настоятельной задачей. Справедливо то, что экономическое учение Кейнса знаменует собой в некоторых отношениях революцию в экономической науке. И все же корнями оно глубоко связано с долгим развитием макроэкономической теории. Кейнсианская теория иногда трактуется как резкий разрыв с прошлым. В третьей части книги мы показываем, что это представление не соответствует действительности. Корни кейнсианского учения о потреблении (учение о функции потребления и мультипликаторе) уходят в прошлое, к началу XIX в., и главным образом к теориям Лодерделя и Мальтуса. При этом, однако, принципиальное различие между теориями Кейнса и его предшественников очень велико; именно к этой области относится самое блистательное и значительное из всего нового, что создано Кейнсом. Гораздо меньше осознано значение учения об инвестиционном спросе и о роли инвестиций в образовании доходов, разработанного в странах континентальной Европы Викселем, Туган-Барановским, Шпитгофом, Шумпетером и Касселем. Экономисты англосаксонских стран в значительной мере проглядели то новое, что было создано этими исследователями, пока оно не было включено в качестве краеугольного камня в кейнсианскую теорию. Даже в наше время нет всеобщего понимания связи, существующей между теорией Кейнса и экономической мыслью на континенте. И все же истина заключается в том, что учение Кейнса представляет собой логический результат развития экономической теории, возникшей в странах континентальной Европы. Знакомство с теориями экономического цикла в том порядке, в каком они возникали на протяжении пятнадцатилетнего периода 1898-1913 гг., имеет первостепенное значение для сколько-нибудь широкого понимания кейнсианских экономических воззрений [См. в этой связи обзор исторического развития теории экономического цикла в странах континентальной Европы, представленный в гл. IV книги Hansen A. Business-Cycle Theory. Ginn and Company (1927).].

Мы надеемся, что третья часть этой книги поможет раскрыть принципиальную преемственность идей в области макроэкономической теории. Монетарные теории, занимающиеся общим уровнем цен, теории экономического цикла, изучавшие колебания совокупного объема производства и занятости, и наконец, более широкая по своей проблематике теория факторов, определяющих доход, — все они относятся к сфере макроэкономических исследований.

Значение эконометрики для исследования экономического цикла (работы Тинбергена, Фриша, Самуэльсона, Хикса и др.) рассматривается во второй части книги в связи с теорией образования дохода, а также в гл. XXI, XXII и XXIII третьей части. Многие из относящихся к этой области формулировок имеют своей основой блестящее теоретическое исследование Афталиона, суждения которого образуют отправную точку для построения главных эконометрических моделей. Укажу в этой связи, что я с особым удовольствием включаю в книгу солидную и блестящую главу "Эконометрика в применении к исследованию экономического цикла" (гл. XXII), написанную д-ром Ричардом М. Гудвином, ассистент-профессором экономических наук Гарвардского университета.

При освещении истории развития теории мы сочли целесообразным сосредоточить внимание на 25-30 выдающихся экономистах, которые либо внесли существенный вклад в интересующую нас область исследований, либо по меньшей мере выдвинули плодотворные спорные версии. Исследования отдельных мыслителей используются нами, таким образом, как путевые вехи. Но отдельные мыслители бывают окружены родственными им умами. Наступление, следовательно, ведется не в одиночку, а батальонами.

Четвертая часть книги посвящена вопросам антициклической политики. Проводится сравнение между политикой, преобладавшей в 20-х годах, и современной антициклической политикой. Подробно рассматриваются президентские доклады об экономическом положении страны и различные новейшие предложения, включая заявления по вопросам антициклической политики, сделанные весьма представительными группами выдающихся экономистов. Дается оценка прошлых усилий (и неудач) в деле разработки методов экономических предсказаний и нынешних попыток найти "антиципаторы" или по меньшей мере способы заблаговременного определения положения экономической системы в ее циклическом движении. И наконец, отдельная глава посвящена международным аспектам антициклической политики.

Элвин Хансен




К предыдущей главеОглавлениеК следующей главе